Главная страница arrow Географы путешествуют arrow Из дальних странствий возвратясь... arrow Путешествие на Русский Север по водному пути
Путешествие на Русский Север по водному пути Печать E-mail
Путешествие на Русский Север по водному пути
 

    Всякий географ знает, что путешествие из Москвы на Русский Север можно совершить по внутреннему водному пути. Но одно дело рассказывать о едином глубоководном пути Европейской части России, другое -  совершить путешествие воочию. Садишься на белоснежный теплоход в Московском Северном речном порту - и вот ты уже в пути  по северному отрезку этой транспортной артерии.

 
 Канал имени Москвы через систему шлюзов преодолевает сравнительно невысокие возвышения Клинско-Дмитровской гряды. Знают ли наши дети о том, что  этот канал длиннее Панамского и шире Суэцкого, названия которых на память заучивают и бойко показывают по карте шестиклассники!

    На первых порах процесс шлюзования вызывает совершенно особые чувства: туристский народ бросается от борта к борту, от носа к корме, дабы до деталей запечатлеть весь процесс перевалки огромного тела теплохода через изгибы рельефа. У каждого обязательно мелькнет мысль - как же велика сила разума и сила рук человеческих!!!

    Буквально к концу следующего дня, пройдя короткий путь по Волге, теплоход вплывает в Рыбинское водохранилище, а далее -   цепочка рек и озер, соединяющихся рукотворными  «проливами» теперь уже Волго-Балта.

    Волго-Балтийский канал заканчивается у входа в Онежское озеро. Странным кажется несоответствие поистине огромных размеров озера (не видно берегов) и изображения его на карте в виде маленькой «кляксы». Если погода ветреная, то, плывя по этому озеру можно, почти как на море, ощутить всю «прелесть» качки. Вода в Онеге, как и во многих северных реках и озерах,  коричневатого оттенка и содержит очень мало минеральных веществ. Бесчисленные острова и островки - следы древнего оледенения.

    Беломорско-Балтийский канал начинается у города Повенец через Выгозеро и заканчивается у города Беломорск. Хорошо просматривается вдоль озера фарватер канала, как черточками очерченный рукотворными каменистыми дамбами, теперь уже сплошь поросшими деревьями и кустарником. Его длина 227 км. Канал был открыт в 1933 г. Не секрет, что построен он руками заключенных. Бытует мнение (в СМИ), что этот канал находится в плачевном состоянии. Однако, во время путешествия мы убедились  в том, что практически все шлюзы модернизированы. Только один сохранил по настоящее время деревянные стены, свидетельствующие о времени его постройки. Встречные  туристские теплоходы и баржи, груженные песком, лесом, нефтью и нефтепродуктами,  не дадут усомниться в том, что этот внутренний водный путь активно работает. Хотя, как утверждают местные жители, еще два года назад - два судна в месяц (по Беломорканалу) - это было, как правило!!!

    Да, действительно природа создала на Русской равнине совершенно уникальные условия  - густую сеть рек и озер, почему Москва издревле стала «добрым мостом-распутием для сообщения во все стороны и во все края».


 Путешествовали Эльвира Васильевна Ким и Ольга Алексеевна Панасенкова,
методисты лаборатории географии МИОО. 

 

 Канал им. Москвы - грандиозная стройка первой половины 20 в. Канал им. Москвы длиннее Панамского и шире Суэцкого канала Учинское водохранилище - рекреационная зона
Канал им. Москвы
- грандиозная стройка
первой половины 20 в.
Канал им. Москвы
длиннее Панамского и шире Суэцкого канала.
Учинское водохранилище - рекреационная зона.
 Шлюз Волго-Балта: время, история, жизньТрудовые будни водного пути
Череповец - металлургический центр на Рыбинском водохранилище
 Трудовые будни водного пути. Череповец - металлургический центр на Рыбинском водохранилище.
Шлюз Волго-Балта: время, история, жизнь.  
Онежское озеро"Чем богаты, тем и рады": дары окрестных лесов - туристам. Медленно, но верно спускаемся, подниматься будем на обратном пути
 Онежское озеро

"Чем богаты, тем и рады": дары окрестных лесов - туристам. Медленно, но верно спускаемся, подниматься будем на обратном пути 
Единственный деревянный шлюз на канале. Остальные отреставрированы.Канал - водная дорога, поэтому лучший вид транспорта - лодкаВнутренний водный путь - это цепь озер вдоль фарватера
Канал - водная дорога, поэтому лучший вид транспорта - лодка .
Внутренний водный путь - это цепь озер вдоль фарватера. 
 Единственный деревянный шлюз на канале. Остальные отреставрированы.  
 Долго будет Карелия сниться...Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер...Внутренний водный путь. Первый участок
 Внутренний водный путь. Средний участок
 Долго будет Карелия сниться...Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер... Внутренний водный путь. Первый участок. Внутренний водный путь. Средний участок.
 Внутренний водный путь. Последний участок
 
  Внутренний водный путь. Последний участок. 
   
   

 
« Пред.   След. »