Главная страница arrow Нормативные документы arrow Методические письма arrow Воспитательный и развивающий потенциал школьной географии.
Воспитательный и развивающий потенциал школьной географии. Печать E-mail

Методическое письмо «Воспитательный и развивающий потенциал школьной географии»

Приложения к методическому письму:

Дорогие коллеги!

География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Значение географии определяется:  

-  огромным воспитательным и развивающим потенциалом, способствующим развитию личности;      
- формированием географического мышления, которое дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию;
- пониманием современного мира как многоликого, но  единого, неделимого; осмыслением места России  в  мире, осознанием включенности каждого в жизнь своей страны;
-  реализацией  идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека,  формированием «географических образов мест»,  более глубоким изучением тем, связанных   с населением.

Школьная география, особенно география своей Родины, всегда относилась к разряду мировоззренческих дисциплин, где сильна идеологическая составляющая. Именно география вкупе c  историей  в значительной мере  решают основную задачу российской  школы: формирование у учащихся российской идентичности как главного условия укрепления  российской государственности.   Эта задача ставится в качестве приоритетной  в  разрабатываемых   образовательных стандартах второго поколения.

Новый 2009-2010 учебный год начинается в условиях обсуждения и принятия нового поколения Государственных образовательных стандартов,  которые должны будут обеспечивать развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.

В мире ускорились процессы глобализации, усиливающие взаимозависимость стран и культур, активизирующие международную кооперацию и разделение труда. Нормой становится жизнь в условиях поликультурного общества, которая выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов. Все эти процессы ускоряются в условиях информационной революции, которая существенно меняет возможности коммуникации, условия доступа к информации и возможности принятия решений. Развитие новых наукоемких технологий предъявляет иные требования  к современному человеку, чьим лозунгом должен стать лозунг «Образование через всю жизнь».  Все эти изменения нельзя не учитывать в процессе обучения географии.

Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются  через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная  часть и личностный результат. Наряду с учебными программами в стандарт предполагается включить  программу воспитания и социализации учащихся, призванную обеспечить единство обучения, воспитания и развития школьников.

Отличительной особенностью стандартов второго поколения будет новая структура образовательных программ. В ней, в отличие от предыдущего стандарта должны быть: 

•    программы формирования универсальных учебных действий,
•    рекомендации по оценке учебных достижений учащихся,
•    программы воспитания и социализации, включая систему внеучебной деятельности.

Наиболее важным для учителей-практиков является усиление внимания к конечным результатам учебно-воспитательного процесса, которые должны выразиться в четком выделении требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Понятие «результат образования» должен трактоваться  с позиций деятельностного подхода.

Это могут быть:

личностные  результаты, которые проверяются в ходе социологических исследований;
метапредметные  и предметные  результаты которые  проверяются посредством индивидуальной аттестации учащихся.
 
Метапредметные или надпредметные результаты образования применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем.  Они отражают сформированность  универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его умении учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию  путем  сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В повседневной учебной деятельности  универсальные учебные действия и связанные с ними навыки учебной работы - это способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли (потребителя, избирателя, и др.), искать, анализировать и обрабатывать информацию, ориентироваться в мире профессий.
 
К предметным результатам относятся специфичные для географии  как учебного предмета  знания, умения, навыки и специальные компетенции (например, умение мыслить пространственно и комплексно), опыт творческой деятельности (например, участие в географических исследованиях и проектах, имеющих социальный  или экологический характер), ценностные установки (например,  убежденность в необходимости рационального природопользования).
 
Системная работа по формированию метапредметных и предметных  знаний и умений способствует  развитию личностных качеств учащихся (личностные результаты обучающихся) – системы их ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
 
Достижение требуемых результатов происходит при компетентностном подходе к обучению в условиях использования в практике преподавания современных педагогических технологий — информационной, проектной, исследовательской, модульной, критического мышления, а также дифференцированного, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др.
 
Соответствие реально достигнутых результатов ожидаемым должно подтверждаться путем различных аттестационных процедур –  проверочных работ, экзаменов и др.
 
К результатам, которые подлежат оценке в ходе аттестации выпускников, относится способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений.
 
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, где велика роль учителя, его понимание и подготовленность к  обеспечению развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
 
До принятия и вступления в силу стандарта второго поколения преподавание географии в новом учебном году  будет вестись  на базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089 (приказ Министерства образования России).
 
Как и прежде, учитель может руководствоваться  обязательным минимумом  содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.1998 № 1236), и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 30.06.1999 № 56).
В этих документах сформулированы общие требования к уровню подготовки выпускников.
Среди них важнейшие умения, большая часть которых относится к разряду универсальных учебных умений:
  -  отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, географическими картами и различной информацией на цифровых носителях;   
-  систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию;
-  оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов;
-  искать решения географических задач и проблем;
-  выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития      различных территорий.
 
Как в основной, так и в старшей школе все более широко вводятся элективные курсы, способствующие дифференциации и индивидуализации обучения и наиболее полному выявлению интересов, склонностей и способностей учащихся. Элективные курсы по географии отличаются разнообразием тематики и возможностью интегрировать географическое содержание с такими предметами, как  экономика, история, экология, мировая художественная культура и т.д. Поэтому целесообразно ввести в учебный план школы элективные курсы  по географии:

      - в 8 - 9 классах (в рамках  предпрофильной подготовки  1 час в неделю или модули на 18, 24, 48 час);
     - в 10 – 11 классах   (1 час в неделю либо модули на  24, 36, 72 часа).

Программы по различным элективным курсам можно найти в сборниках  «Программы. География. Элективные курсы» /Сост. В.П. Дронов.- М.: Дрофа, любой год издания.

С разнообразными авторскими программами, тематическим и поурочным планированием элективных курсов, которые разработаны учителями г. Москвы можно познакомиться в методической лаборатории географии МИОО (адрес и телефон лаборатории размещены на сайте http://geo.metodist.ru).

В Москве есть школы,  в учебном плане которых запланировано изучение географии на профильном уровне. Содержание профильного курса  должно соответствовать соответствующему стандарту среднего (полного) общего образования по географии и примерной программе1.

Преподавание географии должно вестись по учебникам одной содержательной линии, включенным в   Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки.
 
Новые линии учебников Землеведение – Страноведение – Отечествоведение являются основой для реализации  образовательных и воспитательных целей обучения школьной комплексной географии,  которая становится все более гуманистичной, культурологической, способной воспитывать патриотов, любящих свою Родину, ее природу и своих соотечественников. 
 
На сегодняшний день изданы полные завершенные линии учебников (УМК), рекомендованные МО образования и науки:
  • линия МГУ (под ред. О.А. Климановой и А.И. Алексеева)
  • линия МПГУ (под ред. В.П. Дронова)
  • линии учебников издательства «Просвещение. Сферы», «Вентана – Граф», «Русское слово»

Целью начального курса «География. Землеведение» (Природа Земли и человек) является изучение географической оболочки Земли,  в пределах которой происходит взаимодействие  человека и природы. Географическая оболочка рассматривается не столько как самый крупный природный комплекс, но как арена проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды.

В 7 классе (Материки, океаны, народы и страны) рекомендуется переход на изучение курса «География. Страноведение». Главная особенность  этого курса  - формирование целостного образа земного шара на основе широких по своему содержанию характеристик различных его территорий - материков, субрегионов, отдельных стран.     Страноведческий подход состоит в едином взгляде на взаимодействие природы, населения,  хозяйства, что и составляет суть комплексного страноведения. Процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической каре мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются  особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. В центре содержания курса – человек.
 
Курс «География России» завершает географическое образование учащихся в основной школе.  Он содержит основное количество информации, проверяемой в рамках ЕГЭ. Основная задача  курса - сформировать у учащихся представление  о родной стране,  подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Россия рассматривается как единство в многообразии. Одна из задач  курса – ориентация в российском пространстве, формирование умения адаптироваться к окружающей среде, в том числе  экономической, социальной, культурной. Курс подводит учащихся к пониманию необходимости «готовности к переменам». Пожалуй, именно этот курс несет основную нагрузку при формировании российской идентичности.

Курс «География мира» в старшей школе способствует формированию политической грамотности учащихся, пониманию современного состояния экономики и политики различных региональных группировок стран, роли и места России в мире, взаимосвязей и взаимозависимостей  экономики и политики на примере отдельных групп  стран.

В новом 2008-2009 учебном году преподавание географии   будет вестись, как и прежде, по  Московскому базисному учебному плану (табл. 1).*

 

Класс

Количество часов в неделю

Итоговое количество часов

 Основная школа

 6

6*

2

1+1

68

34+34

 72 68
 82
 68
 92 68
 Средняя (полная) школа 
10 2 68

10

11

1

1

34+34= 68 часов

Интеграция географии с другими предметами  (экология, ОБЖ,  Москвоведение) возможна только при выделении дополнительного часа в неделю из школьного или регионального компонентов.

Заполнение  отдельной  страницы в  классном журнале по предмету,  интегрированному с  географией,  без выделения дополнительных часов недопустимо.          

                 Ким Э.В., засл. уч. РФ,
зав. методической лабораторией географии МИОО

Яковлева Н.И., д.п.н.,
зав. кафедрой географии и экологии МИОО

 


[1] География. Сборник нормативных документов.-М.:Дрофа,2007
 
« Пред.   След. »