Главная страница
Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии: содержание и составляющие Печать E-mail

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии: содержание и составляющие

Почему важно быть ИКТ-компетентным учителем?

В постиндустриальном, информационном обществе образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях.
Образование не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места, а становится важнейшим средством и ресурсом становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции.
Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ* -компетентность.

Каковы составляющие ИКТ-компетентности учителя географии?

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.

ИКТ-грамотность - это умение «нажимать на кнопки», знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, компьютерные сети (в том числе Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Нами был разработан примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя географии, который предлагается к обсуждению.

Пункты в перечне расставлены по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню.

1.    Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
2.    Уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами.
3.    Оценивать, отбирать информацию из электронных источников.
4.    Осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.
5.    Извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами.
6.    Уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде.
7.    Знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, геоинформационные системы (ГИС), инструменты для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»).
8.    Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося (1С «Школа 4.0») и т.д.).
9.    Уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя.
10.    Уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде. Направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся, родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и потребностей.
Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), rss-поток (новостная рассылка), подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
11.    Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся.

Уважаемые коллеги, предлагаем вам вопросы для обсуждения:

1.    Считаете ли вы этот список исчерпывающим, достаточным, недостаточным? Дополните или сократите предложенный перечень.
2.    Как вы считаете, где проходит граница между базовым и повышенным уровнем ИКТ-компетентности?
3.    Как часто, с какой целью и каким образом вы используете ИКТ на уроке?
 
Для ваших откликов, вопросов, пожеланий (и других сообщений по теме семинара) открыт форум "Дистанционный методический семинар "ИКТ в работе учителя географии" в сообществе учителей географии на портале "Сеть творческих учителей".
 
С уважением,
сотрудники методической лаборатории географии
Московского института открытого образования
http://geo.metodist.ru

* Термин «информационная технология» (ИТ) использовался многие годы и обозначает представление в электронном виде, обработку и хранение информации, но не обязательно ее передачу. Термин исторически связан с обработкой данных на предприятии и с централизованными компьютерными услугами. «Информационная и коммуникационная технология» (ИКТ) представляет собой серию действий и технологий, возникающих благодаря объединению ИТ и коммуникационных технологий. 
 
След. »