Главная страница arrow Географы путешествуют arrow Этюды о Корее arrow Gingo Biloba или история с продолжением…
Gingo Biloba или история с продолжением… Печать E-mail
Никитина Елена Константиновна
Никитина  Елена Константиновна
Московская городская лингивистическая гимназия 1513
Москва. Ноябрь.
 
Пасмурный (по обычаю) ноябрьский вечер на окраине Кёльна…   
Фрау … почти неслышно подходит к книжной полке. В руках  у неё стихи великого Гёте. Неожиданно без посторонней помощи томик распадается на две неравные части, и в середине оказывается жёлтенький засушенный  листочек диковинной формы.  Осторожно, чтобы не повредить пергамент  золотистого веера, Фрау извлекает этот листок на свет божий и произносит слова, ставшие  для меня впоследствии почти предсказанием… GINGO BILOBA.… И сразу, без предисловий, она начинает читать  наизусть строки из Гёте:
Этот листик был с Востока
В сад мой скромный  занесён,
И для видящего ока
Тайный  смысл являет он.
Существо ли здесь живое
Разделилось пополам,
Иль напротив, сразу двое    
Предстают  в  единстве нам?             
Могла ли я тогда в Кёльне, в центре старушки Европы подумать о том, что скоро множество  этих  листиков  Gingo BILOBA золотыми  восточными  веерами рассыплются и у моих ног…
 
Итак, я в Корее, а точнее – Южной  Корее! Начало  ноября. Первое, что бросается в глаза человеку,  впервые  прибывающему  в страну, это, несомненно, природа: особенно осенняя (и говорят  ещё  весенняя). Чудо как хороша!  Она поражает обилием ярко-красных  остролистных  клёнов, задающих  основную  тему  осеннего  пейзажа. Именно им – этим красавцам –  больше  всего уделяют внимание  фото-  и  кинокамеры  иностранных  туристов.  При  этом  на их  фоне  очень  незаслуженно скромно, пожалуй, смотрятся  ярко-жёлтые  листики  на почти  чёрных  прутиках. Это и есть  Gingo  Biloba!  Почему незаслуженно? Да потому,  что на мой дилетантский взгляд, именно эти деревца с их удивительными листочками  (как будто созданными  по  спецзаказу) могли бы вполне заслуженно  стать символом государства  Хангук!!!    

Я смотрю на них, не отрывая глаз, и из глубины памяти приходят строки из Гёте:

Существо  ли  здесь  живое
Разделилось  пополам
Иль  напротив,  сразу  двое
Предстают  в  единстве  нам?
Так  это  же  о  Корее!!!  « Да  не  в  бровь,  а   в  глаз»,-  как  говорят  у  нас  в  России. Судите  сами. Листок с его раздвоенной и одновременно единой формой стал для меня олицетворением самой Кореи.
 
Это, прежде всего,  проблема  ДВОЙСТВЕННОСТИ, которая   стала  для  страны (для Южной Кореи!) титульной.  Объясню почему.
 
 Во-первых,  это  проблема,  которую  можно  обозначить    как  «две Кореи -  одна  страна,  одна  нация».  И вытекающая из этой ещё одна важнейшая  проблема разделённых   семей.  Причём,  если  раньше  эта  проблема  сводилась  к  политической  геометрии,  так  называемой  демаркационной  линии,  которая  просто  разрезала  по  живому (а  это  ой,  как  больно!) не только корейское государство, но корейские  семьи,  веками  жившие  по  сложившемуся  семейному  патриархальному  кодексу -  большой  семьёй,  кланом.  Теперь  эта  проблема  получила  новое  современное  звучание,  а  потому  и  новое   прочтение:  в  погоне  за  получением  такого  заветного  для  современных  корейцев  высшего  образования  взрослое  население  страны  готово  жить  по  принципу: «Забудем  о  себе  и  ничего  не  пожалеем  для  наших  детей».  Сводя  при  этом  традиционные  семейные  отношения  к  чисто  деловым.  Сейчас, нередким  явлением  становится  раздельное  проживание  супругов,  когда  отец семейства  остаётся  в  стране  и  зарабатывает  деньги  и на оплату  учёбы  в  заморском  Университете (как  правило,  престижном - американском),  и  на  проживание  не  только  своего  чада, но и  его  матери,  которая  помогает ребёнку  пройти  безболезненно адаптационный  период   на  новой  американской  почве.  И  этот  период    в  среднем  составляет  2-3  года!  Но семья  при  этом  в  прямом  смысле  не  распадается.  У  нас, в России,  такое  практически  невозможно, а  если  и  встречается,  то  крайне  редко.  Кризис  семьи,  как  социального   института,  в России продолжает  набирать  обороты. Это мне известно не понаслышке:  многие  ученики  моего  класса, да и  школы,  живут  в  неполных  семьях.  Родители разведены. Причин здесь много. Но если к нашим многочисленным причинам добавить  вышеназванную корейскую, то разводов стало бы ещё больше. Мы не научились, к сожалению, так жертвенно относится в семье друг к другу. И тут нам есть чему поучиться!
 
А вот для  корейского  общества развод  воспринимается  как  нетипичное  явление.  Вы спросите почему? Причин  тут  много: это и  общественный  резонанс,   (помните  у А.С.  Грибоедова:  «Ах! Боже мой! что  станет говорить княгиня  Марья  Алексеевна!»). И, конечно то, что в Корее после  развода  заключить  повторный  брак, во  всяком  случае,  для  женщины,  почти  невозможно,  а  для  мужчины  проблематично. Поэтому  и  уровень  разводов,  хочешь,  считай  в  промилле (1,13%о),  хочешь -  в  процентах,  очень   низкий.  Здорово!  Чего  тут  скажешь?  Но  эта  проблема  в  последнее  время  усугубляется  ростом  феминистского  движения   в  недрах  такого  по  большому  счёту  гомеостатического  образования,  называемого  традиционной  корейской  семьёй.
 
В свете обозначенной проблемы, мне кажется,    как  раз  и  уместно  будет взглянуть  на  флаг  страны, где в полном единении круга слились два начала – мужское и женское, красное и синее. Я увидела в этом отображение  традиций  религиозно-общественной  морали,  до  сих  пор  регулирующей в Корее  отношения  между  мужчинами  и  женщинами.

Но  так  ли  это  на  самом  деле?   Однозначного  ответа  на  этот  вопрос  мы  не  найдём  даже  среди  самих  корейцев.  В  конце концов,   флаг – это  лишь  символ, отображающий  то,  к  чему  всегда  стремилось  корейское  общество,  а  не  констатация  состояния  современных  семейных  отношений…

Знакомясь с Кореей и образом жизни её народа, я увидела взглядом  стороннего  наблюдателя    ещё  одну проблему -  проблему  Нового  и  Старого  в  жизни  Кореи.  Скажем, условно  символом   Нового  является  Город,  а  символом  Старого  -  Деревня.  О  деревне  мне  судить  довольно  сложно,  потому  что  немногочисленные  сельские  поселения,  которые  мы  видели   из  окон  нашего  туристического  автобуса,  проносились  мимо,  оставляя  только  общие  впечатления.  Корейская деревня   в  моём  представлении  -  это  маленький  форт, с  невысокими,  всегда  одноэтажными  домами  с  низко  посаженными   и  диковинно  изогнутыми (в  традиционном  архитектурном  стиле)  крышами,  почти  лежащими  на  каменных  стенах  глухих  заборов.  Попасть даже  любопытствующему  взгляду  за  такие  заборы  не  так-то  просто.  Наверное,  там  действует  уже  знакомый  нам  по  Англии  железный  принцип: «Мой  дом – моя  крепость».
  
Во  всяком  случае,  город  показался  мне  в  сравнении  с деревней более  открытым.  Хотя  и  эта  открытость  оказалась  половинчатой. Ведь  нам      не  удалось  побывать  ни  в  одной  корейской  семье,   не  привелось   увидеть  собственными  глазами,   как  живут  современные  городские  жители.  Может  это  простое  стечение  обстоятельств  (ведь  наша  программа  пребывания  в  Корее  была  насыщена  огромным  количеством  экскурсий, посещений  общественных  мероприятий, занятиями  в  Университете  и  т.д.), а  может  быть,  в  этом  тоже  проявляется  двойственность  загадочной  корейской  души:  быть  открытым,  вежливым,  радушным,  но «играть»  при этом  на   нейтральной  территории.
 
Итак,  город!  Города  Кореи -  это  лицо  современного  государства:  практически  мало  сохранилось  в  крупных  городах  (мы  жили  в  Сеуле  и  побывали  одним  днём  в  Пусане -  крупнейшем  порте  страны  на  берегу  Восточного  моря) архитектурной  старины. Это, как  правило, несколько  королевских дворцов  или  домов  знати,  которые,  кстати  сказать, очень  хорошо  отреставрированы  и  являются  местом  паломничества  не  только   иностранцев,  но  и самих  жителей  страны. В городах  сохранились довоенные  дома  японской  колониальной  архитектуры. В наших городах старины больше, только она не везде отреставрирована.

Сравнивать нам именно в этом плане города России и Кореи не приходится, поэтому речь  пойдёт  о  современном   городском   облике   Сеула, где  мы  пробыли  основную  часть  нашего  времени.

Нынешний  облик  столицы  просто « ошарашивает»  неподготовленного  жителя  европейских  городов.  Чтобы  вы  смогли  его  хоть  на  минуточку  представить  воочию, уместно  я  думаю  процитировать  строки из «Бродвея»  В.В. Маяковского:
Асфальт - стекло
Иду  и  звеню.
Леса  и  травинки  -
сбриты.
На  север
с  юга
идут  авеню,
на  запад  с  востока  -  
стриты.    
А  между  -
(куда  их  строитель  завёз!) -
дома
невозможной  длины.
Одни  дома
Длиною  до  звёзд,
Другие -
длиной   до  луны…


 Работа  окончена.

Тело  обвей
в  сплошной  
электрический  ветер.
Хочешь  под  землю -
бери   собвей,
на  небо  -  
бери  элевейтер…
            ……………………..
А  лампы  
как  станут   
ночь  копать,
ну,  я  доложу  вам  -  
пламечко!
Налево  посмотришь  -  
Мамочка  мать!
Направо  -  
Мать  моя  мамочка!
 
Теперь  здесь  надо  остановиться,  перевести  дух  от  того  восторга,  который  охватывает  тебя,  не  только,  когда  ты  ЭТО  видишь   своими  глазами,  но  даже  тогда,  когда   ты  ЭТО  вспоминаешь!  При  этом    я  отдаю  должное  действительности,  а  она  такова:  Сеул  по  количеству  и  по  этажности  небоскрёбов  не  может  соперничать  ни  с  Нью – Йорком, ни  с  Чикаго,  ни  даже  с  соседним  Токио ( но  ведь  я  там  не  была,  поэтому  описываю  только  свои  личные  впечатления  и  возникающие  при  этом  ощущения).    Корейцам  есть,  чем  похвастаться:  на  острове  Еыйдо  находится  самое   высокое  здание  Кореи – 63-х этажное здание  страховой  компании  «Тэхан  сэнмен»  высотой  249 метров  и  рядом  55 – этажное  здание  Международного  торгового  комплекса.  Так  что  прецедент  создан, а  дальше  по  олимпийскому  дидоновскому  принципу: «Citius.  Altius.  Fortius»  (Быстрее.  Выше.  Сильнее)   К  сожалению,  из-за  недавнего  экономического  кризиса, «небоскрёбостроение»  сейчас  несколько  замедлилось.  Постепенно,  я думаю, это  строительство   обязательно  возобновится, так  как  другого  пути  просто  нет:  растущее  население  мегалополиса (сейчас  это  где-то  в  пределах  10,5 миллионов  человек, что  составляет  23% населения   Кореи) с  одной  стороны,  а  с  другой  стороны,  растущие  цены  (особенно  в  центре) на  землю (до  40 000 $  за квадратный  метр !!!).
Но  сегодняшний  Сеул  это  не  только  небоскрёбы  и  высотные  многоэтажки.  Но это и  жилые  строения,  просящиеся  под  снос, уж  больно  они  инородны  в  современном  облике  столицы.  Но их  почему-то  не  сносят!  Как  так?  Оказывается,  муниципальные  власти  специально  сохраняют  их  как  исторические  объекты   для  подрастающих  поколений.   И  всё  же  наиболее  дряхлые  из  них  исчезают,  и  тут  даже  наглядность  не  помогает.  Город   растёт  по  своим  законам!   Внешне  Сеул  выглядит  как  гигантская  строительная  площадка. То  тут,  то  там  можно  увидеть  строительные  краны  и  растущие,  как  грибы  после  дождя,  новые   здания  различного  назначения, но  всегда  повышенной  этажности.  Можно  сказать,   что  город  сам  себя  создаёт.  Старожилы  говорят, что  Сеул  меняется  приблизительно  каждые  10 – 15  лет.  Единственное, что, пожалуй, не меняется, это зелёный наряд города.
 
Отношение  к природе уникальное: каждому дереву присвоен свой личный номер, о чём свидетельствует алюминиевый кружок, прикреплённый к нему, то есть, вероятно, каждое деревце учтено и …охраняемо! «Старожилы» городского пейзажа окружены особым вниманием… и особым заборчиком, на котором висит памятная табличка с указанием породы дерева, возраста, периода истории Кореи, соответствующего ему.  Вот вам и решение экологических проблем гигантского мегалополиса на деле, а не в отчётах! Честно признаюсь, я такого не видела ни в одном другом государстве. Даже в Германии, где царит  врождённый Ordnung!  Браво, Корея!
 
Ещё одно интересное наблюдение:  нумерация  домов в городах Кореи обозначается  на   торцевых  частях  зданий.  В  Пусане  мы, например, видели  дома с  номерами:  01 , 02,  03!  Для российского  глаза это телефоны быстрой помощи!  Но здесь  ориентироваться  в   новых  жилых  микрорайонах и корейцам, и нашим туристам   довольно  просто  даже  на  больших  расстояниях  и  не  надо,  как например, предлагал   герой  В. Драгунского  «Денискины  рассказы», на домах  вывешивать  портреты  мам, чтобы  найти детям  и  взрослым  нужный    дом.

Вот  такая она, теперь уже и моя Корея!  Я постаралась передать общие, во многом, наверное,  дилетантские,  впечатления  от увиденного,  услышанного   и  прочитанного  о  Южной  Корее.  

Мои  наблюдения  - это  не  истина  в  последней  инстанции,  это  лишь  некоторые размышления и приглашение  к  разговору. Повод  к  знакомству  и  изучению, такой  непривычной   для  европейского  человека  страны.
 
Меня  эта  страна  очаровала  и  пленила!  Смогу  ли  когда -  нибудь   ещё  раз  увидеть  это  «Чудо  на  реке  Ханган»?  Думаю, вряд  ли.  Но  я уверена, что навсегда  сохраню    тёплые   и  светлые  воспоминания  о самой  стране  и,  конечно  же, о  её   замечательных  людях, которые  нас  там  окружали.
 
В заключение хотелось бы выразить особую благодарность всему коллективу Корейского Фонда, по инициативе которого успешно был организован и проведён  Первый международный семинар по корееведению с российскими учителями и специалистами. Особую признательность хочу выразить профессору Ким  Хён  Тхэг  и всему профессорско-преподавательскому составу Института исследования России  Университета иностранных языков Ханкук, которые прочитали  нам интересный и познавательный цикл лекций об истории, экономике, внешней политике, образовании, корейском образе жизни и мышлении людей: Чо  Ён  Кван, Ким  Мин Су,  Сон Чжон Хван, Ли Хе Сын, а также композитору и исполнителю Квон  Чжон  Гу, подарившему всем  слушателям замечательные минуты  «красивых звуков корейских музыкальных инструментов». Советнику посланника Посольства России в Республике Корея – Тимонину А.А. Профессору Ланькову А.А. – человеку, покорившему всю нашу многочисленную делегацию своими знаниями  о  Корее, умением общаться с аудиторией, своим  неподдельным  интересом  и  уважением к Корее и к  людям, живущим в этой удивительной  стране.…

P.S.    Гинкго Билоба на Востоке издавна считалось символом возрождения и неиссякаемости жизни… «Вечное  дерево  Жизни».

Этот листик был с Востока...

 Этот листик был с Востока...

... множество листиков Гинкго Билоба, рассыпающиеся веерами каждую осень.
... множество листиков Гинкго Билоба, рассыпающиеся веерами каждую осень.
Корейская семья - старые традиции...
Корейская семья - старые традиции...
... а это уже явно новые традиции
... а это уже явно новые традиции
Старую деревню можно увидеть в этнографическом музее
Старую деревню можно увидеть в этнографическом музее
Сеул - новый город
Сеул - новый город

Сеул - город, который постоянно строится
Сеул - город, который постоянно строится

Левая полоса только для общественного транспорта!
Левая полоса только для общественного транспорта!
Старожилы городского пейзажа
Старожилы городского пейзажа...
Старожилы городского пейзажа

Старое и новое
Старое и новое
Современный город
Асфальт и стекло...
Леса и травинки сбриты...
  
 
« Пред.   След. »