Главная страница arrow Нормативные документы arrow Методические письма arrow О формировании универсальных общеучебных умений и навыков
О формировании универсальных общеучебных умений и навыков Печать E-mail

О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.


                                                     Ким Э.В.,  Крылов А.И.,
                                        Панасенкова О.А., Королева Н.Ю.

Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться.
 
Помочь  ученику в овладении  соответствующими умениями и навыками, полная реализация  его возможностей – ключевая задача школьного образования.
Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на
формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков,
общественно-значимого ценностного отношения к знаниям,
развитие познавательных и творческих способностей и
интересов.
Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся  оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.  А это значит учащихся необходимо  научить:
•    основам  организации  собственной  учебной  деятельности;
•    способам  поиска, переработки и представления информации;
•    приемам и методам умственного труда;
•    основам  коммуникативных умений.
В преддверии нового учебного года учителям важно не только осмыслить, но и учесть в практике преподавания  требования к подготовке учащихся, на которых  в стандарте второго поколения  будет акцентироваться особое внимание.
 
В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те общеучебные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.
 
Приведенный ниже   примерный перечень общеучебных умений и навыков предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.  Учитель всегда может его  дополнить  и внести коррективы в зависимости от уровня подготовки класса.  В каждом отдельном случае он сам  решает, когда и как начинать и заканчивать обучение каждому из умений. Какова продолжительность каждого из этапов формирования умения. Какие уроки,  и по  какой теме  целесообразнее  использовать для формирования того или иного умения или навыка.

При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
- тренировка в применении этого умения;
- проверка владения этим умением всеми учащимися и корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Категория ОУУН

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Учебно-организационные умения и навыки

·        Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

·        Работать в соответствии с предложенным планом.

·        Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

·        Ставить учебную задачу под руководством  учителя

 

·        Планировать свою деятельность под руководством учителя.

 

·        Оценивать работу одноклассников.

·        Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

·        Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

·        Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями

·        Ставить учебные задачи,

·        Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .

·        Владеть различными способами самоконтроля.

Примеры

·  Учащийся различает учебную задачу – составить описание реки или составить характеристику реки.

 

·  Сохраняя логику заданного плана, учащийся составляет полное и целостное описание реки

·                    После выполнения задания учащийся в соответствии с требованиями проверяет свою работу, при необходимости внося коррективы или делая пометки

·        «Почему Австралия - самый сухой материк планеты?» -  учащиеся с помощью учителя ставят задачу становить факторы, влияющие на особенности климата континента.

·        «Почему Австралия - самый сухой материк планеты?»  На основании какого источника информации это можно доказать?

·        Учащиеся оценивают ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты

·        «Какие факторы могут оказывать влияние на возможности хозяйственного использования реки?  Покажите это на конкретных примерах»

 

·        До и/или после выполнения работы учащиеся сопоставляет её результаты с ожидаемыми и отмечают,  насколько точно он с ней справился

·        Проектно-исследовательская работа «Перепись населения в школе: состав, структура, миграционная подвижность»

Для достижения поставленной цели учащиеся разбивают её на задачи и подзадачи, выстраивают логику своей деятельности.

·        Учащиеся анализируют стратегию и тактику своей деятельности в заданных условиях, отмечая положительные и отрицательные стороны своих действий.

Учебно-логические умения и навыки

 

·        Выделять главное, существенные признаки понятий.

·        Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.

·        Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

·        Классифицировать информацию  по заданным признакам.

·        Выявлять причинно-следственные связи

·        Решать учебные проблемные задачи.

·        Определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов.

·        Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

·        Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

·        Систематизировать информацию.

·        Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций.

 

·        Владеть навыками анализа и синтеза.

 

·        Структурировать информацию.

 

·        Определять реальные проблемы и пути их решения.

 

Примеры

·        Задания на самостоятельное составление определений понятий, знакомых школьникам, - горы, равнина, река, озеро – путем выделения их существенных признаков.

·         Сравните план местности и географическую карту, ответив на вопросы: 1) каков размер изображенной территории? 2) во сколько раз уменьшены расстояния? 3) какие условные знаки похожи, а какие различаются? Сделайте вывод.

·        К каким горам по высоте относятся Гималаи? Почему?

·         Какие горные породы из перечисленных относятся к магматическим, а какие – к осадочным?

·        Найдите в тексте учебника причину образования озер на севере Северной Америки.

·        Известно, что бессточные озера являются солеными. Озеро Чад – бессточное, однако же оно  пресное. Объясните этот факт.

·        Сравните тропический морской и тропический континентальный климат. План сравнения определите сами. Сделайте вывод.

·        Составьте комплексную характеристику Бразилии, объясняя каждый приведенный факт.

 

·        Разделите горы из списка на группы. Дайте название каждой группе.

Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, хребет Черского, Становой хребет, Сихотэ-Алинь, хребет Джурджур, Урал, Срединный хребет, Кавказ.

·        Пользуясь учебником и атласом, составьте характеристику природно-хозяйственной зоны степей.

·        В тундре нельзя строить здания и сооружения по обычным правилам. Почему? Попробуйте сформулировать правила строительства  в зоне тундры.

 

1.   Проанализируйте карты «Топливные ресурсы России» и «Электроэнергетика России». Сформулируйте факторы размещения электростанций разных типов.

2.   Составьте логический опорный конспект изученного параграфа.

3.   Сформулируйте главную проблему изучаемого региона и предложите пути ее решения.

Учебно-информационные умения и навыки

·        Поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях.

·        Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам.

·        Качественно и количественно описывать объект.

·        Классификация и организация информации;

·        Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

·        Создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

·        Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

·        Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.),
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.

·        Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

·        Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления;

·        Составление рецензии, аннотации;

Примеры

·        Составить простой план по прочитанному тексту учебника.

·        Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста.

·        Составить вопросы к тексту

·        Составить план по тексту учебника и к каждому пункту плана составить тезис.

·        Составить логическую  причинно-следственную цепочку  по текст  учебника.

·        Составить текстовую интерпретацию содержания какой-либо тематической карты, таблицы или схемы, сделав выводы по размещению тех или иных географических объектов.

·        На основе учебного текста составить

логический опорный конспект

·        Используя статистические данные Федеральной службы Государственной статистики, сравнить основные показатели экономического развития двух регионов по выбору. Составить диаграмму.

·        Составить резюме по изученной теме «Население России»

Учебно-коммуникативные умения и навыки

·        Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации.

·        Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.

·        Выслушивать и объективно оценивать другого;

·        Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

·        Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы;

·        Уметь вести дискуссию.

·        Вести полемику, участвовать в дискуссии;

·        Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Примеры

·        Объяснить правила работы с компасом своему однокласснику, родителям, своему младшему брату.

·        Представить результаты собственных наблюдений (например, за погодой, фенологическими явлениями и т.п.).

·        Составить рецензию на устное сообщение или письменную работу одноклассника;

·        Составить рекламное объявление, например, путешествия по Австралии, которое будет опубликовано в газете, прозвучит в радиопередаче, в телепрограмме.

·        Дать комплексную характеристику территории, подчеркнув (выявив) взаимосвязи природных и социально-экономических  компонентов;

·        Задавать вопросы докладчику в целях уточнения, получения дополнительной информации.

·        Разработать анкеты и провести опрос одноклассников и учителей в рамках проекта «Перепись населения в школе»;

·        Дать оценку экологическим решениям местных властей, используя официальные материалы и данные природоохранных общественных организаций


Работа со специальными предметными, в нашем случае, географическими умениями,  предполагает владение учащимися общеучебных умений.

Все предметные географические умения можно, пожалуй, объединить в четыре  большие группы:
1    умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;
2    умения  ориентироваться  на     местности;
3    умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
4    умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов.
 
« Пред.   След. »