Главная страница arrow Географы путешествуют arrow Этюды о Корее arrow Боги и божества Страны утренней свежести
Боги и божества Страны утренней свежести Печать E-mail

А.А.Важенин,
учитель географии и экологии
ГОУ ЦО №1485, ЗАО, г. Москва

Южная Корея — страна светская, но в равной мере и религиозная. После окончания Второй мировой войны конституция Республики Корея гарантировала гражданам полную свободу вероисповедания, и вот уже много лет число людей, признающих себя верующими и принадлежащими к какой-либо конфессии остается стабильным. Это ровно половина населения страны. Другая половина считает себя атеистами.

В «религиозной» Корее мирно уживаются буддизм, шаманизм, протестантство, католицизм, православие, иудаизм и ислам. Как это возможно? Как влияет на повседневную жизнь корейцев такое тесное сосуществование религий, собравшихся со всех концов света в этой маленькой стране?

Чтобы понять это, нужно хотя бы кратко познакомиться с историей традиционных корейских верований, часть из которых утратила свое былое значение и отошла в тень, равно как и с историей тех религий, которые пришли им на смену и заняли место в современной жизни жителей страны Утренней свежести.

ТРАДИЦИОННЫЕ КОРЕЙСКИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ

«Будда, Конфуций, шаман, обожание гор — все это смешалось и составило религию простого человека в Корее», — писал в своих путевых заметках в начале прошлого века русский писатель и публицист Н. Г. Гарин-Михайловский, прошедший в составе экспедиции Петербургского географического общества вдоль северных границ Кореи от реки Туманган до устья реки Амноккан. («По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову», 1899).

В отличие от культур, в которых доминирует только одна религия, корейская культура издавна объединяет самые разнообразные верования, повлиявшие на формирование, как образа мыслей, так и образа жизни людей.

Традиционные корейские вероучения — шаманизм, буддизм, даосизм и конфуцианство — всегда играли существенную роль в социально-культурном развитии страны.

ШАМАНИЗМ

Корни корейского шаманизма уходят в глубокое прошлое — он развился из языческих верований древних племен, населявших корейский полуостров. В более поздних письменных источниках зафиксированы сведения о том, что древние корейцы почитали духов земли, неба и воздуха, хранителей холмов, рек и пещер. В особенности они почитали небо и утренние звезды. Наряду с одухотворением видимой природы и ее сил было широко распространено представление о том, что душа человека после его смерти продолжает жить. Ритуальные обряды шаманизма продолжали процветать и в более поздние времена. После воцарения династии Чосон, когда официальной религией стало конфуцианство, шаманизм начали преследовать, но он по-прежнему был популярен среди простого народа. Появление более сложных религий (даосизм, конфуцианство и буддизм) не привело к полному отказу от верований и обрядов шаманизма. Более того, эти религии впитали в себя элементы шаманизма и продолжали мирно сосуществовать.
Во времена японской оккупации, когда преследовались любые национальные проявления среди корейцев, шаманизм был строго запрещен. Свобода вероисповеданий, провозглашённая в Южной Корее после Второй Мировой войны позволила сохранить шаманизм как религию.
В настоящее время шаманизм утратил былое значение. Ритуальные шаманские обряды в Корее можно теперь увидеть в основном во время фольклорных фестивалей или народных праздников.

Справка:
«В современной Корее официально зарегистрированы более 40 тыс. шаманов. Хотя их численность по статистическим данным за последние 10 лет не увеличилась, количество проведенных шаманских культовых церемоний однозначно указывает на то, что многие шаманы избегают регистрации. Профессор Хван Руши (Университет Квандонг) полагает, что реальная численность корейских шаманов составляет более 100 тысяч. Но даже если принять за основу данные официальной статистики, т.е. 40 тысяч шаманов, ясно без сомнения, что весьма значительная часть корейского населения связана с практикой народных верований. В то же время корейский шаманизм, в отличие от буддизма, конфуцианства, христианства (протестантизма и католицизм) не имеет статуса религии».
Г.Н. Ким

Однако даже сейчас при решении сложных проблем или в тяжелых ситуациях корейцы обращаются к шаманам за помощью. Основное проявление шаманизма в современной Корее — это гадальные дома («чом чип»), где можно узнать свою судьбу, получить совет прорицателя о работе, женитьбе или любой другой важной стороне жизни.

БУДДИЗМ

В IV—VI вв. в Корею проник буддизм северного направления (махаяна), ставший к X в. государственной религией.
В настоящее время позиции буддизма особенно сильны в восточных районах страны, таких как Йоннам и Канвондо, где его приверженцы составляют более половины всех верующих. Существует большое число различных школ корейского буддизма, включая школу Сон. Однако большая часть буддистских храмов Кореи являются частью монашеского ордена Чоге. Большая часть наиболее древних и известных храмов, таких как Пульгукса и Помоса, принадлежат этому ордену. Его штаб-квартира находится в Сеуле, в храме Чогеса.
Многие последователи буддизма по сей день сочетают буддистские верования с шаманизмом.

КОНФУЦИАНСТВО

В эпоху позднего средневековья в Корее усилилось влияние пришедшего из Китая конфуцианства, которое полностью вытеснило буддизм и в XIV в. было объявлено государственной религией.
Принципы конфуцианства все глубже интегрировались в жизнь корейского общества, и вскоре оно поднялось на новый уровень, став основой государственной идеологии. Была создана Национальная Конфуцианская Академия Сонгюнгван.
На протяжении 500 лет конфуцианство было основной религией династии Чосон. Открывались школы, академии, где преподавали учения Конфуция.

Сегодня только 0,7 % жителей Южной Кореи считают себя конфуцианцами. Однако нельзя недооценивать влияние этого учения на другие религии в стране, а также в целом на культуру Кореи.
Корейцы до сих пор соблюдают многие конфуцианские ритуалы, например ежегодные обряды, совершаемые на усыпальнице Конфуция в Сеуле.

Боги и божества Страны утренней свежести
 
Боги и божества Страны утренней свежести
 
Боги и божества Страны утренней свежести
 
Боги и божества Страны утренней свежести
 
Боги и божества Страны утренней свежести

НОВЫЕ ВРЕМЕНА. НОВАЯ РЕЛИГИЯ

Второй основной религией современной Южной Кореи после традиционного буддизма, стало относительно недавно проникшее в страну христианство, которое нашло среди корейцев множество последователей.

В годы японской оккупации колониальные власти пытались внедрить в Корее японские варианты буддизма и японского язычества — синтоизма, чтобы и в этой области подавить национальное самосознание корейцев, полностью контролируя их духовную жизнь. Разумеется, в это время преследованиям и гонениям подвергались и представители всех христианских конфессий. Сопротивляясь японской оккупации, христианство стало важной составляющей формирующегося корейского национализма.

ХРИСТИАНСТВО

«Южная Корея — страна по преимуществу христианская. Христианство вот уже несколько десятилетий является в Корее ведущей религией».
А. Н.     Ланьков

«…Южная Корея переродилась из отсталой аграрной страны в передовую державу (в экономическом отношении) на фоне превращения этой страны из нехристианской — в христианскую».
А. Плясовских

Христианство пришло в Корею сравнительно поздно — в конце XIX в.   До конца XIX в. христианство в Корее было запрещено. Проповедовать здесь Евангелие начали католические миссионеры. Следом, в 1880-е гг. в Корее появились протестантские проповедники различных направлений, которые вели свою деятельность по всей стране: в Сеуле, Пусане, Инчхоне (Чемульпо), Вонсане, Пхеньяне.
К концу XIX в. в Южной Корее насчитывалось около 40 тысяч католиков и до 6 тысяч протестантов, всего христиан приблизительно 120 тысяч (население Кореи тогда составляло приблизительно 13 миллионов человек).
Христианство, окрепшее в 1970—80-х гг., и, несмотря на медленный рост в 1990-х, быстро обогнавшее буддизм по числу последователей, особенно распространено на западе страны — в Сеуле, Кенгидо и регионе Хонам.

ПРОТЕСТАНТСТВО

Протестантство принесли в Корею в XIX в. американские врачи-миссионеры. Оно приходит в эту страну лишь в конце 80-х годов XIX в. вместе с американскими врачами-миссионерами.  Им за их активную и ощутимую врачебную деятельность было позволено не только открывать больницы, но и открывать христианские приходы и распространять христианскую литературу. В июне 1898 г. было официально разрешено протестантство в Корее, и с тех пор протестантство стало распространяться все шире, принося с собой такие новые понятия, как права человека, свобода и равенство. Во время японской оккупации протестанты подвергались жестоким преследованиям, но не прекращали своей работы. В 1945 г., освобожденная Корея обрела свободу религии. В результате за сто с небольшим лет Корея не только стала христианской страной, но и стала наиболее активным миссионером христианства в мире.
Среди различных направлений протестантства в этой стране можно отметить лютеран, англикан, методистов, баптистов, пресвитериан.
В Сеуле находится самая посещаемая в мире протестантская церковь — церковь Полного Евангелия на Йоидо, которую посещают свыше 20 тысяч верующих в неделю. На 2000 г. ее прихожанами были не менее 700 тыс. человек.

Англиканская церковь

1 ноября 1889 г. в Вестминстере был рукоположен миссионерский епископ для Кореи, который прибыл в страну 29 сентября 1890 г., положив начало англиканской миссии в Корее.
Ровно через два года, 1 ноября 1891 г. начались регулярное богослужение в Сеуле и миссионерская деятельность по всей стране. Англиканская церковь открывала школы и больницы, построила несколько храмов в традиционном корейском стиле.
В 1923 г. в Корее был основан богословский институт, а в 1925 г. создан первый монастырь. Во время японской оккупации англиканская церковь достаточно равнодушно относилась к идее корейской независимости (вероятно, поэтому она не получила столь широкого распространения как католическая или протестантские церкви).
В настоящее время англиканская церковь Кореи насчитывает примерно 100 приходов и около 50 тысяч верующих.
Всех вместе корейских протестантов насчитывается более 10 миллионов верующих (из них около 50 тысяч духовенства и миссионеров). Прихожане протестантских церквей (в том числе пресвитериане, пятидесятники и методисты) составляют около 20% всего населения страны.

КАТОЛИЧЕСТВО

Корейская Римско-Католическая церковь насчитывает более 4,5 миллионов верующих, 20 епископов, 1 кардинала и 10 тысяч священников, монахов и монахинь.
История католической церкви в Корее началась, когда корейские послы, каждый год отправлявшиеся ко двору китайского императора для уплаты дани и обмена дарами, привезли домой копии трудов итальянского миссионера, иезуита Маттео Ричи на китайском языке.
Однако до 1785 г. в Корее не было ни одного священника, пока иезуит, отец Петер Граммонт не пересек тайно корейскую границу и не начал крестить людей и рукополагать в духовный сан.
Распространение иностранной религии на корейской земле считалось противозаконным, но власти довольно терпимо относились к деятельности миссионеров, хотя время от времени подвергали христиан преследованиям.
В 1863 г. в Корее было 12 католических священников-корейцев, а всего верующих — около 23 тысяч. Серьезные гонения на католиков начались после того, как к власти пришел принц-регент Тэвонгун, обвинивший иностранцев во всех бедах Кореи. Гонения продолжались до 1876 г., когда Корее пришлось подписать договоры с западными державами, гарантировать безопасность иностранным миссионерам и предоставить им свободу действий.
Только за время с 1925 по 1968 гг. было канонизировано 103 корейца, принявших мученическую смерть за веру. Трудно поверить, но по числу католических святых Корея занимает четвертое место в мире.
После того, как в 1962 г. корейские христиане получили право вести службу на корейском языке, и был опубликован перевод Библии на корейский язык (объединенными усилиями католиков и протестантов), учение римско-католической церкви стало распространяться необыкновенно быстро.
 В 1984 г. Корейская католическая церковь праздновала свое двухсотлетие. Самая крупная католическая епархия в Корее – сеульская. Число ее прихожан превышает 1 млн. 300 тысяч человек. Далее по численности: епархия Сувона (более 620 тысяч чел.), Тэгу (более 410 тысяч чел.), Инчхона (около 400 тысяч чел.) и Пусана (около 400 тысяч чел).

ПРАВОСЛАВИЕ

Православие пришло в Корею из России. В 1884 г. Россия установила с Кореей дипломатические отношения, а в 1885 г. был подписан договор, 4-я статья которого гласила, что русским подданным предоставляется право свободного отправления богослужений в портах, открытых для иностранцев. В середине 1890-х гг. численность русской колонии в Сеуле достигала почти 100 человек, и в 1897 . в Корее начала свое существование Миссия Православной церкви, в задачу которой входило попечение о русских православных христианах, пребывающих на Корейском полуострове, а также проповедь православия среди местного нехристианского населения.
С 1955 г. Православная церковь в Корее находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Глава с мая 2008 г. — митрополит Амвросий (Зографос). Прихожане — в основном православные люди, приехавшие в Корею на временную работу, женщины из России, вышедшие замуж за корейцев, корейцы, переехавшие из России на историческую родину и некоторое количество коренных корейцев.
В настоящее время православная церковь ведет в Корее активную миссионерскую деятельность, поддерживает связь другими христианскими церквями. Большие результаты достигнуты в переводе богослужебных книг на корейский язык. Во многих городах построены православные часовни (особенно примечательна часовня Воскресения Христова на сеульском православном кладбище).

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Эту нетрадиционную религиозную организацию, основанную в Сеуле в 1954 Мун Сон Меном (р. 1920 г.), и имеющую филиалы почти в каждой стране мира, считают как одним из самых харизматичных течений христианства в современном мире, так и сектой.
Большинство последователей «Церкви объединения» проживает вне Кореи, но она оказывает определенное влияние на жизнь Южной Кореи, так как ей принадлежат многие компании (например, национальная вещательная сеть «PBC»). Эта церковь тратит большие средства и прилагает огромные усилия, направленные на ускорение процесса объединения Кореи.
Официально она называется «Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства» (HSA-UWC).

ИСЛАМ

Первая встреча Кореи с исламом произошла более тысячи лет назад, в X в. Географы и историки мусульманского мира упоминали в хрониках о древнем государстве Силла, «богатом золотом». Вплоть до XIV в. продолжались относительно интенсивные контакты арабских купцов с Кореей. В XIII—XIV вв. Корея пережила нашествие монголов, образовавших здесь свою общину и построивших мечеть.

После того, как к власти пришла династия Чосон, в арабских и корейских письменных источниках прекращаются всякие упоминания о контактах Кореи с мусульманским миром. Связь Кореи с исламом оборвалась почти на пять столетий.

Современная мусульманская община Южной Кореи возникла в середине XX в., когда во время Корейской войны (1950—1953 гг.), когда правительство Турции по рекомендации Совета безопасности ООН отправило в Корею армейскую бригаду численностью четыре с половиной тысячи человек. По пятницам на турецкой военной базе в Сеуле проводились намазы и вскоре к военным присоединилась группа корейцев, проявивших интерес к исламу.

В апреле 1965 г. в десятую годовщину создания исламской общины в Корее группа корейцев-мусульман учредило Федерацию Мусульман Кореи, которая объединила мелкие мусульманские группы.
До начала 1970-х гг. XX в. число верующих-мусульман в Корее было незначительным, но затем ситуация довольно быстро изменилась. В настоящее время число мусульман в Южной Корее составляет около 105 тысяч. Это либо коренные жители страны, принявшие ислам (около 35 тыс. человек), либо эмигранты из Южной и Юго-Восточной Азии (70 тыс. человек).
Мечети есть в каждом крупном городе страны, а главная находится в Сеуле,  в районе Ханам-дон. Рядом с ней находится единственный в стране магазин, где корейцы-мусульмане могут купить продукты, дозволенные шариатом («халляль»).
В стране действует несколько исламских организаций, например Корейская ассоциация мусульман, Сеульская исламская студенческая ассоциация.

ИУДАИЗМ

Еврейское присутствие в Южной Корее усилилось после начала Корейской войны в 1950 г., когда в страну прибыло много солдат-евреев. Современное еврейское сообщество в Корее весьма невелико и ограничено районом Сеула и пригородов. Корейцев-иудеев очень мало.
В настоящее время здесь служит один-единственный раввин, который приписан к американской воинской части, дислоцированной в Сеуле.
Корейский народ глубоко уважает иудейскую религию, особенно в том, что касается образования и отношений в семье.

СОВРЕМЕННОЕ КОРЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: РЕЛИГИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Подводя итоги обзора религиозных форм и направлений современной Кореи, отмечается следующее.
Согласно статистике, собранной южнокорейским правительством в 2003 г., и не претерпевшей серьезных изменений в наши дни, около 46 % жителей страны не являются приверженцами какой-либо религии. Буддисты составляют более 25% населения, а христиане — более 27%, причем количество последователей этих двух религий в свою очередь делится на две равные части — на тех, кто строго соблюдает ритуалы и посещает храмы, и тех, кто является верующим только номинально .
Подобный дуализм присутствует во многих сферах жизни Южной Кореи:  раздел одной страны на два государства, символ «инь-ян» на государственном флаге, восточное почитание традиций и западный ритм жизни, полуостровное положение территории (не остров, и не материк),  материальное изобилие и скромные потребности корейцев, пресный рис и острые приправы… и даже лист популярного в Корее дерева и даже лист популярного в Корее храмового дерева (Гингко-Билоба) — двулопастный.
Всё это в большей или меньшей степени определяет менталитет корейца и создаёт уникальный облик современной страны с древней культурой.
Влияние религиозного сознания и мироотношения достаточно сильно ощущается в светской жизни, особенно в сфере образования, градостроительства, повседневного быта (умеренность материальных потребностей при огромном трудолюбии), отношения к старшим (конфуцианский «культ предков»).

Образование

В Южной Корее знания воспринимаются как ключ к духовному развитию и материальному успеху. Учеба — одна из непременных составляющих жизни любого корейца с самого раннего детства, и на нее не жалеют никаких расходов.
Притом, что все образование в Южной Корее платное, параллельно с обычным школьным образованием все дети получают дополнительное — занимаются на курсах или с репетиторами.
Одной из недавно появившихся социальных проблем Южной Кореи стали так называемые «разделенные семьи». Отец зарабатывает достаточно, чтобы отправить детей на учебу в Европу или США, и с ними едет мать, чтобы контролировать их жизнь на новом месте. Таким образом, члены семьи годами живут вдали друг от друга. Но все это — ради того, чтобы дети получили достойное образование.
Окончив школы (в которых существует достаточно ранняя профессиональная специализация) и заранее, обстоятельно выбранные высшие учебные заведения, они начинают работать и продолжают учиться. Работающий кореец будет изучать языки, получать другие знания, необходимые ему для карьерного роста и самосовершенствования.
Корейцы живут, руководствуясь древней восточной и новейшей протестантской мудростью: безделье — грех, труд — добродетель.

Градостроительство

Корейские города вовсе не являются клонами друг друга и не утомляют глаз однообразием типовой застройки, однако все они похожи тем, что любой из них — как небольшой провинциальный городок, так и мегаполис — устроен согласно одному главному принципу: город должен быть максимально удобен для жизни человека. Это локус, максимально соответствующий потребностям его обитателей.
Вот что для корейского горожанина является нормой жизни:
— дороги без пробок, с полосой, выделенной для городского транспорта, на которую никому не придет в голову выскочить, чтобы обогнать автобус. Снижению количества дорожно-транспортных происшествий способствуют улицы с односторонним движением, «лежачие полицейские», камеры контроля скорости и многоуровневые развязки;
— огромное количество зелени (парков, садов, скверов), скульптур и фонтанов, мест для отдыха и медитации, бесплатных спортивных сооружений;
— весь транспорт, все тротуары, наземные переходы, общественные учреждения оборудованы специальными приспособлениями для инвалидов;
— метро с низким уровнем шума, максимально безопасное и комфортное;
— городская инфраструктура не только развита (т.е. в городе имеется достаточное количество необходимых для горожанина учреждений), но и максимально удобна в использовании. Огромное количество круглосуточных и открытых по выходным магазинов, аптек, и пр., быстрое обслуживание в ресторанах и кафе, и прочие «мелочи» облегчают жизнь корейцам, учащимся и работающим в соответствии с самыми разнообразными графиками, ведущих разный образ жизни.
Это же отношение к жизни — «рационально, удобно и безопасно!» — заметно и в повседневном быту корейцев. Современная Южная Корея при пятидесятимиллионном населении является страной, где практически отсутствует преступность. Умеренность материальных потребностей при огромном трудолюбии — один из ответов на вопрос о причинах «чуда на реке Ханган». О том, как Южная Корея за несколько последних десятилетий сумела превратиться из экономически слабой, зависимой страны в одно из самых высокоразвитых государств мира.

И, наконец, но не в последнюю очередь, стоит отметить отношение корейцев к старшим по возрасту и рангу — предкам, учителям, начальству.
Система ценностей в современном корейском обществе издавна и до сих пор основана на учении Конфуция. Дети испытывают почтение к родителям, ученики — к учителю, подчиненные к руководителям.
Происходит это совершенно естественно, не напоказ, и благодаря соблюдению этой иерархии корейское общество отличается стабильностью, спокойной устремленностью в будущее и уверенностью в своих силах. А результатом этого является стремительное процветание страны и счастье всех корейцев.
 
  

 

 
« Пред.   След. »