Главная страница arrow Географы путешествуют arrow Этюды о Корее arrow Во что верят корейцы?
Во что верят корейцы? Печать E-mail

А.А. Важенин
учитель географии и экологии
ГОУ ЦО №1485, ЗАО, г. Москва

Во что верят корейцы?

 Сеул встретил нас ярким утренним солнцем. Дорога с острова Инчхон, где находится Сеульский аэропорт, была достаточно продолжительной, но весьма интересной, поэтому время в дороге пролетело незаметно. За окном автобуса мелькали внушительные современные высотки, здания попроще и совсем скромные «трехэтажки» 80-х годов прошлого века. В глаза сразу бросилось то, что в городе очень много христианских храмов, как позже мы выяснили - преимущественно протестантских. Христианские храмы в Сеуле отличаются необыкновенным архитектурным разнообразием, и стоят едва ли не на каждой улице, в каждом дворе. Они расположены очень близко друг от друга - буквально через один-два дома, а иногда и вовсе вплотную. Мы видели даже храмы с одной общей стеной. Все эти здания органично вписаны в городской пейзаж, являясь его неотъемлемой частью.

... в Бога

Южная Корея - страна светская, но в равной мере и религиозная. После окончания Второй мировой войны конституция Республики Корея гарантировала гражданам полную свободу вероисповедания, и вот уже много лет число людей, признающих себя верующими и принадлежащими к какой-либо конфессии остается стабильным. Это примерно половина населения страны. Остальные считают себя атеистами.

В «религиозной» Корее мирно уживаются буддизм, шаманизм, протестантство, католицизм, православие, иудаизм и ислам. Как это возможно? Как влияет на повседневную жизнь корейцев такое тесное сосуществование религий, собравшихся со всех концов света в этой маленькой стране?

Согласно статистике, собранной южнокорейским правительством в 2003 г., и не претерпевшей с тех пор серьезных изменений, около 46 % жителей страны не являются приверженцами какой-либо религии. Буддисты составляют более 25% населения, а христиане - более 27%, причем количество последователей этих двух религий в свою очередь делится на две равные части - на тех, кто строго соблюдает ритуалы и посещает храмы, и тех, кто является верующим только номинально[1].

Подобный дуализм присутствует во многих сферах жизни Южной Кореи: разделенность одной страны на два государства, символ «инь-ян» на государственном флаге, восточное почитание традиций и западный ритм жизни, полуостровное положение территории (не остров, и не материк), материальное изобилие и скромные потребности корейцев, пресный рис и острые приправы...  И даже лист популярного в Корее храмового дерева (Гингко-Билоба) - двулопастный.

Всё это в большей или меньшей степени определяет менталитет корейцев и придаёт Южной Корее уникальный облик современной страны с древней культурой.

Влияние религиозного сознания и соответствующего отношения к миру достаточно сильно ощущается в светской жизни, особенно в сфере образования, в градостроительстве, в повседневной жизни (умеренность материальных потребностей при огромном трудолюбии), в отношении к старшим (конфуцианский «культ предков»).

Корейцы живут, руководствуясь как древней восточной, так и новейшей протестантской мудростью: безделье - грех, труд - добродетель. И эта мудрость определяет развитие всех сторон жизни современной Кореи.

... в современное образование и древние традиции

В Южной Корее знания воспринимаются как ключ к духовному развитию и материальному успеху. Учеба - одна из непременных составляющих жизни любого корейца с самого раннего детства, и на нее не жалеют никаких расходов.

Притом, что все образование в Южной Корее абсолютно платное, все дети параллельно с обычным школьным образованием получают дополнительное - занимаются на курсах или с репетиторами.

Одной из недавно появившихся социальных проблем Южной Кореи стали так называемые «разделенные семьи». Отец зарабатывает достаточно, чтобы отправить детей на учебу в Европу или США, и с ними едет мать, чтобы контролировать их жизнь на новом месте. Таким образом, члены семьи годами живут вдали друг от друга. Но все это - ради того, чтобы дети получили достойное образование.

Окончив школу (в которой существует достаточно ранняя профессиональная специализация) и выбранное задолго до ее окончания высшее учебное заведение, корейцы начинают работать, но продолжают учиться. Работающий кореец будет изучать иностранные языки, получать другие знания, необходимые ему для карьерного роста и самосовершенствования.

Особенно следует отметить отношение корейцев к старшим по возрасту и рангу - предкам, учителям, начальству.

Система ценностей в современном корейском обществе издавна и до сих пор основана на учении Конфуция. Дети испытывают почтение к родителям, ученики - к учителям, подчиненные к руководителям.

Ценность образования и традиционное конфуцианское почитание старших породили совершенно уникальное отношение корейцев к преподавателям. Сон-сен-ним (учитель) - человек высокого социального статуса, крайне уважаемый и почитаемый всеми слоями общества, буквально всеми - от мала до велика. Такое особое отношение было и к членам нашей делегации. Мы часто встречались с корейскими детьми и студентами. И не только в официальной обстановке - посещая уроки в разных учебных заведениях, - но и просто на улицах, в парках, в метро, на экскурсиях. Как только люди узнавали, что перед ними «сон-сен-ним», то непременно проявляли особое почтение и уважение: группа школьников 11-12 лет с поклонами пропускала нас вперёд в очереди на аттракцион в парке развлечений. Юноши с улыбкой и поклонами уступали место в вагоне метро, студенты университета - наши переводчики и гиды - ни на шаг не отходили от нас, ограждая от любых затруднений, которые могли бы у нас возникнуть.

И происходило все это совершенно естественно, не напоказ, не из желания пустить пыль иностранцам в глаза. Благодаря соблюдению иерархии, благодаря почтению к старшим и взаимному уважению корейское общество отличается стабильностью, спокойной устремленностью в будущее и уверенностью в своих силах. А результатом этого является стремительное экономическое развитие страны.

Присущее корейцам уважение к окружающим и к себе самим проявляется во всем - не только в отношении друг к другу, но и в быту, в том, как устроена жизнь рядовых корейцев. Жизнь любого корейского города ориентирована на человека и его потребности.

...в то, что можно и нужно жить так, чтобы всем было удобно

Корейские города вовсе не являются клонами друг друга и не утомляют глаз однообразием типовой застройки, однако все они похожи тем, что любой из них - как небольшой провинциальный городок, так и мегаполис - устроен согласно одному главному принципу: город должен быть максимально удобен для жизни человека. Это локус, во всем соответствующий потребностям его обитателей.

Вот что для корейского горожанина является нормой жизни:

- дороги без пробок, с полосой, выделенной для городского транспорта, на которую никому не придет в голову выскочить, чтобы обогнать автобус. Снижению количества дорожно-транспортных происшествий способствуют улицы с односторонним движением, «лежачие полицейские», камеры контроля скорости и многоуровневые развязки;

- огромное количество зелени (парков, садов, скверов), скульптур и фонтанов, мест для отдыха и медитации, бесплатных спортивных сооружений;

- весь транспорт, все тротуары, наземные переходы, общественные учреждения оборудованы специальными приспособлениями для инвалидов;

- метро с низким уровнем шума, максимально безопасное и комфортное;

- городская инфраструктура не только развита (т.е. в городе имеется достаточное количество необходимых для горожанина учреждений), но и максимально удобна в использовании. Огромное количество круглосуточных и открытых по выходным магазинов, аптек, и т. п., быстрое обслуживание в ресторанах и кафе, и прочие «мелочи» облегчают жизнь корейцам, учащимся и работающим в соответствии с самыми разнообразными графиками.

...в то, что все будет хорошо

Такое же отношение к жизни - «рационально, удобно и безопасно!» - наблюдается и в повседневном быту корейцев. Современная Южная Корея с ее пятидесятимиллионным населением является страной, где практически отсутствует преступность. Умеренность материальных потребностей при огромном трудолюбии - одна из причин «чуда на реке Ханган» - так называют Южную Корею, которая за несколько последних десятилетий из экономически слабой, зависимой страны сумела превратиться в одно из самых высокоразвитых государств мира.

Труд, почитание старших, уважение к учителю, образование - вот главные ценности современного корейца, составляющие основу его жизни и определяющие уверенность в счастливом будущем всей страны и каждого корейца.


[1] Приверженцы других религий составляют около 2% религиозного населения. В основном это последователи школы Вонбульге (Вон-буддизм), и школы Чхондоге, сочетающей элементы даосизма, конфуцианства и христианства.

Падение династии Чосон и японская оккупация косвенно способствовали образованию новых религиозных течений, явившихся сплавом западных, восточных и местных верований. Школа Чхондоге является наиболее значимой из них. В начале XX в. она насчитывала более миллиона последователей. Сегодня последователи Чхондоге составляют менее 0,1% населения Южной Кореи.

 
« Пред.   След. »