Главная страница arrow Нормативные документы arrow Методические письма arrow Практические работы по географии как средство формирования умений учащихся.
Практические работы по географии как средство формирования умений учащихся. Печать E-mail

«Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам обучения ФГОС»

                                                     Научно-методический совет
лаборатории географии МИОО
 
При подготовке методического письма использованы материалы Нововаршавской гимназии
Омской области, созданные под руководством Института образовательной политики «Эврика»
(www.newvarsh.eurekanet.ru)

Новый учебный год начинается в условиях обсуждения, а в перспективе и принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта  (ФГОС),  который должен будет обеспечивать развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.
 
Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются  через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная  часть и личностный результат.
 
Среди главных  отличий  нового стандарта от прежнего можно назвать следующие:
1) содержание предмета определяется так называемым Фундаментальным ядром, представляющим из себя систему ключевых понятий географической картины мира;
2) выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и  личностные   требования к результатам обучения;
3) большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс;
4) в базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа»,  на которую отводится по 10 часов в каждом классе.
На основе Стандарта создана Примерная программа по географии для основной школы. Следует понимать, что Примерная программа не носит официального характера и не является нормативно-правовым документом.


Согласно проекту стандарта, каждая школа должна иметь свою образовательную программу, включающую
   рабочие программы по каждому изучаемому в школе предмету,
             программу  организации внеучебной деятельности,
                         программу духовно-нравственного воспитания,
                                            программу коррекционной работы и др.

Учитель географии в своей работе использует авторскую программу той линии УМК, по которой работает.

Авторские рабочие программы составляются авторами учебников на основе Фундаментального ядра содержания и на основе Примерной программы.

Среди результатов освоения этих программ должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации  предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.

Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня учебных действий. Методической лабораторией географии МИОО разработаны методические рекомендации (подробнее см. сайт МЛ географии по адресу http://geo.metodist.ru) ко всем курсам школьной географии, в которых

  • четко определены ведущие содержательные идеи и задачи конкретного урока,
  • выделены ожидаемые результаты обучения с точки зрения формирования и развития предметных и метапредметных умений,
  • прописаны в каждой теме рекомендуемые практические работы и элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика  - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать  и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Программой и тематическим планированием предусмотрены  рекомендуемые практические работы.    

Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.
Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые  определяются  для каждой практической работы.

Примерное количество обязательных практических работ и экскурсий.
                                                                                                      Таблица 1
Класс
 Количество практических работ  Количество экскурсий
 69
2
 7 101
 8 71
 9 71
 10 7 
 
Тематика обязательных практических работ в 6 классе

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, а иногда требуют длительных наблюдений. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя:

  • чтение плана местности, географической карты,
  • ориентирование на местности,
  • проведение съемки местности и составление простейшего плана,
  • определение координат географических объектов по глобусу и географической карте,
  • нанесение географических объектов на контурную карту,
  • описание географического объекта (формы рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану,
  • проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за определенный промежуток времени,
  • наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.

Тематика обязательных практических работ в 7 классе

При выполнении практических  работ в курсе 7 класса  важно сформировать умения учащихся  работать с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должны овладеть  умением давать комплексную физико-географическую характеристику географического объекта, территории, сравнительную характеристику двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями, совершенствовать навык самостоятельного составления плана характеристики.

  • Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».
  • Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.
  • Характеристика географического положения материка.
  • Комплексная характеристика одного из океанов.
  • Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации.
  • Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей, стран, территорий.
  • Сравнительная характеристика крупнейших рек.
  • Географическое описание одного из островов.
  • Характеристика факторов,  влияющих на смену  природных зон.
  • Выявление связей между компонентами в природных комплексах.
           Метапредметные результаты изучения курса географии 6 и 7 классов

Регулятивные (учебно-организационные):

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • участвовать в  совместной деятельности;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми  результатами.
  • оценивать работу одноклассников.

Познавательные
учебно-логические:

  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • классифицировать информацию  по заданным признакам;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • решать проблемные задачи;
  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

учебно-информационные:

  • поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
выделение главной мысли,
           поиск определений понятий,
                   составление простого  и сложного плана,
                             поиск ответов на вопросы,
                                   составление вопросов к текстам,
                                         составление логической цепочки,
                                                    составление по тексту таблицы,   схемы;
  • качественное и количественное описание объекта;
  • классификация и организация информации;
  • создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Практические работы в курсе «Географии России» (8-9 класс) и «Географии мира» (10 класс), способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представления полученных знаний в разных формах и видах и т.д.

Тематика обязательных практических  работ в 8 классе

  • Характеристика географического положения России (вариант -  Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на  контурной карте  стран  -  соседей России.
  • Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа  и  полезных ископаемых.
  • Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв  и др.)  с точки зрения влияния  на условия жизни и хозяйственной деятельности людей
  • Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
  • Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы  и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.
  • Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.
  • Характеристика  половозрастного состава населения  по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
  • Изучение особенностей размещения и расселения населения  России  в разных природных зонах на основе работы с картами.
Тематика обязательных практических работ в 9 классе
  • Обозначение на контурной карте  природных, географических  районов, субъектов РФ.  Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.).
  • Чтение и анализ  тематических отраслевых карт.
  • Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.
  • Комплексная  характеристика (вариант – сравнительная характеристика),   промышленного центра,  (промышленного узла), промышленного района.
  • Объяснение зональной специализации  сельского хозяйства России.
  • Комплексная характеристика одного из  районов.
  • Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.  
Тематика обязательных практических работ в 10 классе

Характеристика геополитического положения страны (по выбору).

  • Ресурсообеспеченность  различных стран и регионов.
  • Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).
  • Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.
  • Экономико-географическая характеристика  одной из стран Европы.
  • Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.
  • Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки

 Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 и 10 классов

Регулятивные (учебно-организационные):

  • Ставить учебные задачи,
  • Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
  • Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями
  • Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные
учебно-логические:

  • Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
  • Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
  • Систематизировать информацию;
  • Структурировать информацию
  • Определять проблему и способы ее решения;
  • Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
  • Владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные:

  • поиск и отбор необходимых источников информации;
  • представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
        составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
                 перевод информации из одного вида в другой
                                                         (текст в таблицу,    карту в текст и т.п.);
  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
  • создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
  • составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
  • уметь вести дискуссию, диалог;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Школьная география, особенно  география России – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.

Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий. Поэтому развитие школьника не сводится только к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключается в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для становления личности в целом, чему  способствует внеучебная  работа по предмету.  

Внеучебная работа призвана помочь решить ещё одну из важных проблем образования – создание педагогических условий стимулирования творческих способностей учащихся, поскольку учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся как к предмету в целом, так и к его отдельным разделам и курсам. Правда,  необходимо помнить, что во внеучебной работе по географии занято меньше учащихся, чем в учебной.  Это только та часть школьников, которая проявляет интерес к предмету.

Внеучебную деятельность важно выстраивать на основе  наблюдений, изучения мнений учащихся, проведения анкетирования и опросов. Она должна быть направлена на создание условий, способствующих становлению у школьников ценностных представлений и социальных ориентиров, формированию компетентностей.
  Диагностика важна для выявления ценностно-смысловых предпочтений и социальных ориентиров школьников, их потребностей, возможностей и склонностей; представлений родителей о будущем их детей.  

Внеучебная деятельность – это известная любому педагогу «внеклассная работа», «внеурочная работа», «внешкольная работа», «дополнительное образование», т.е.  любая деятельность вне учебы, вне  школьного урока. Она может разворачиваться как в классе, так и в школе,  в музее, парке, заповеднике, на улице, в семье. В любом случае организация  внеучебной деятельности  предполагает расширение образовательного пространства школы, выходя за его пределы. Это, по сути, включение школьников  в решение социально-значимых вопросов, выполнение  ими  различных социальных ролей, формирование коммуникативной компетентности через расширение контактов с представителями различного возраста, статуса, профессий.

Цели и содержание внеучебных программ определяются реальными потребностями школьников. Количество таких программ или  внеучебных модулей может быть неограниченно, в зависимости от образовательных потребностей детей.

Внеучебные программы по  предмету или циклу предметов могут быть объединены в программу внеучебной деятельности, которая в свою очередь  может быть органичной частью  внеучебной образовательной программы всей  школы, цель которой заключается в создании условий для самоопределения, самосовершенствования и самореализации  личности  в культурно-образовательной среде.
 
Внеучебные  программы по  предмету
 
Программа каждого из этих  модулей несет в себе определённые организационно-педагогические и содержательные аспекты и становится неотъемлемой частью внеучебной деятельности школьников. Модули направлены на расширение внеучебных воспитательных (образовательных) целей и задач, способствующих жизненному самоопределению школьников через предоставление им возможности выбора образовательной траектории и усилению практико-созидательной основы жизненных опытов.
Проектная  деятельность
•    Проект школы будущего
•    Проект озеленения школьного двора
•    Проект улучшения инфраструктуры района
•    Проект оптимизации школьного пространства

В процессе внеклассной работы возникают различные образовательные пространства, которые могут существовать параллельно, пересе¬каться, приводить к появлению новых внеучебных программ, которые выходят за рамки школы в социум и далеко за его пределы, что позволяет школьникам совершенствовать опыт продуктивной коммуникации как условия успешности за пределами школьной среды.

Еще одной особенностью всех внеучебных программ является участие в них  разновозрастных групп, которые могут возникать и распадаться по инициативе самих учеников. Многие из них имеют относительно постоянный состав и принимают участие «командой» в различных видах деятельности. Иногда состав команды меняется, что создаёт условия для выбора социальных партнеров, пробы себя в разных ролях, разных способах об¬щения.

Условием появления у учащихся способности принимать решения и отве¬чать за них является свой собственный опыт. Поэтому результатом участия школьника в реализации программы внеучебной деятельности всегда становится интеллектуальный, творческий продукт – проект, исследование, презентация, страница сайта и т.д.
Очень важной и необходимой составляющей внеклассной работы являются публичные презентации результатов работы. Предъявление результатов внеучебной деятельности  может быть как на  уровне класса, школы, так и до уровня  региона, России.  Внеучебные программы изначально должны проектироваться с обязательным применением школьниками информационных технологий, дающих возможность выхода за пределы школьной среды.

Школьник обретает умение работать с широкой аудиторией, представлять свой продукт, привлекать и удерживать внимание.

Организация в школе внеучебной деятельности содействует получению ощутимых достаточно серьёзных результатов в плане личностного развития школьников. Участие в ней позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, формирует у детей готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандар¬тных решений.

Помимо программы внеучебной деятельности, в основную образовательную программу школы входят программы профессиональной ориентации, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, формирования и развития ИКТ-компетентности и т.д.

 
« Пред.   След. »