Главная страница arrow Нормативные документы arrow Методические письма arrow Требования к контролю образовательных результатов.
Требования к контролю образовательных результатов. Печать E-mail
Московский институт открытого образования
Методическая лаборатория географии

Методическое письмо.

«Современные требования к контролю образовательных результатов учащихся как необходимое условие достижения нового качества образования»

Новый учебный год начинается в условиях подготовки к работе (а некоторые школы уже работают) по Федеральному  Государственному  Образовательному Стандарту  (ФГОС) основного общего образования,  который регламентирует развитие системы образования в условиях быстро меняющегося общества. Впервые стандарт представляет собой систему требований:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • к структуре образовательной программы;

  • к условиям реализации программы.

Таким образом, одной главных особенностей стандарта является нацеленность на результат.

       В стандарте выделены три группы результатов:

                     личностные,

                                     метапредметные,

                                                                предметные

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные результаты – новое понятие (суть - общеучебные умения),  означающее способы деятельности, усвоенные обучающимися. Эти способы деятельности могут формироваться на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и  применяться как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (см. методическое письмо «О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения» по адресу http://geo.metodist.ru).

Предметные результаты знакомы учителям, поскольку они подробно прописывались  в предшествующих нормативных документах (минимум содержания образования 1998 года, ФКГОС 2004 года и т.д.).  Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования  по географии с учетом общих требований стандарта  должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражать:
  1. осознание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач и глобальных проблем человечества; формирование представления о роли географических знаний как компоненты научной картины мира; формирование целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  2. освоение системы комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства и территориальной организации хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве;
  3. осознание главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, механизмов адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходов к устойчивому развитию территорий;
  4. овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации;
  5. формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, умения оценивать их последствия;
  6. формирование умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
  7. формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


Таким образом, в условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться, т.е.  необходимо  научить:

  • основам  организации  собственной  учебной  деятельности;
  • способам  поиска, переработки и представления информации;
  • приемам и методам умственного труда;
  • основам  коммуникативных умений.
Но если результаты образования –  это ключевое понятие с точки зрения требований ФГОС, то  в  новых условиях особое значение приобретает  их  контроль и оценка:    виды,  содержание, а главное – цели и задачи.
 
Предметные задачи необходимо согласовывать с задачами развития универсальных метапредметных умений, при этом проверять знания и умения учащихся через различные виды деятельности.
 
В педагогической теории и практике различают  входной, текущий, тематический и итоговый контроль.
 
Входной контроль служит  для  проверки сформированности знаний и умений к началу изучения предмета  курса.
 
Текущий контроль является инструментом для получения информации о промежуточных результатах освоения содержания и понять,  в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала. Таким образом, текущий контроль способствует оперативному управлению учебной деятельностью.
 
Тематический контроль служит для подведения итогов изучения крупной темы (раздела). От текущего контроля отличается тем, что проверяется вся система знаний и умений, которой должен  овладеть школьник  по пройденной теме
 
Итоговый контроль призван проверить на высоком уровне обобщения  теоретические основы школьной географии, владение специфическими предметными умениями и использование метапредметных умений  для работы с предметным содержанием. Итоговый контроль осуществляется за разные периоды:  за  учебный  год, за основную школу  (ГИА), за полную среднюю (ЕГЭ).
 
В практической деятельности наиболее часто используются следующие виды контрольных работ:
  • теоретические (проверяют усвоение основных теоретических положений изученного раздела);
  • практические (проверяют умения применять полученные знания для решения конкретных задач);
  • комплексные (содержат задания теоретического и практического характера).
Тестирование, широко используемое в практике современной школы,  является одной из технологичных форм проведения контроля.  Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается входной, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений; ведётся  учет успеваемости; корректируются  учебные достижения.

Особые требования предъявляются  к качеству тестов, которые должны отвечать    целям и задачам каждого вида контроля.
 
При подготовке заданий к контрольным  мероприятиям необходимо  придерживаться  следующего алгоритма  действий:
  1. Сформулировать цель, которую преследует данный вид проверки.
  2. Определить конкретные предметные и метапредметные знания и умения, усвоение которых проверяет данная работа.
  3. Прописать задания, проверяющие данные предметные знания и умения. Проверка метапредметных умений должна осуществляться  на предметном  материале.
Эффективная, грамотно выстроенная  система контрольных мероприятий позволяет осуществить обратную связь для корректировки образовательного процесса, а в конечном итоге, высокого качества результативности обучения.
 
В начале 2011/2012 учебного года методическая лаборатория географии МИОО предлагает материалы входного контроля, которые построены с учетом оценки результатов обучения в рамках деятельностного подхода и проверки уровня сформированности метапредметных умений на географическом содержании:
 
« Пред.   След. »