Главная страница
О критериях выбора учебника в условиях перехода на новый Стандарт Печать E-mail
 

Методическое письмо "О критериях выбора учебника в условиях перехода на новый Стандарт"

Научно-методический совет
методической лаборатории географии

 В условиях перехода на новый Стандарт особое внимание уделяется средствам обучения, которые служат инструментом реализации требований ФГОС. Эти средства обучения должны помочь учителю построить урок на основе принципов деятельностного подхода с учётом целей результатов обучения, предполагающих единство результатов образования: предметных метапредметных и личностных.

Выбор учебника важен ввиду того, что опираясь именно на учебник, учитель может реализовать в практике преподавания требуемые Стандартом нового поколения результаты обучения. Насколько учебник, являясь не только источником информации, но и средством для организации учебной деятельности учащихся, позволяет учителю с максимальной экономией времени и сил соответствовать в своей работе этим требованиям нового Стандарта, добиваться нужных результатов обучения!?

На сегодняшний день в Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию, в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, содержится 9 линий учебников географии, соответствующих ФГОС. Естественно, что при таком многообразии линий реализация требований ФГОС в них отличается своеобразием. Учитель должен понимать, что в зависимости от степени реализации требований Стандарта в той или иной линии, достижение нужного результата обучения зависит от готовности учителя не только сделать правильный выбор учебника, но, понимая слабые и сильные стороны его, уметь реализовать на практике требуемые результаты обучения.

И тогда на повестку дня встаёт вопрос, каковы критерии выбора нужной линии учебника? Кроме того,   реальная жизнь показывает, зачастую на практике есть выбор, но нет права, или есть право, но... что выбрать?

Современный подход к понятию «учебный пред­мет» выражен в определении И.Я. Лернера: «Учебный предмет представ­ляет собой педагогически адаптированную систему знаний и умений из ка­кой-либо области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений в процессе учебного взаимодействия». Это определение включает, помимо знаний и уме­ний, содержание деятельности по усвоению собственно учебного материа­ла данной дисциплины, содержание деятельности оценочного и коммуни­кативного характера, т.е. отражает в единстве содержательный и процессу­альный компоненты учебного предмета. Эти же блоки - содержательный и процессуальный, составляют и модель учебного предмета (схема 1).

Схема 1

Схема 1.

 

Инструментом перехода от модели учебного предмета к наполнению ее конкретным содержанием, а также главным средством обучения для достижения  результатов освоения образовательной программы, которые определены ФГОС, является учебник.

В свою очередь Стандарт устанавливает требования к метапредметным, предметным и личностным результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования на основе деятельностного подхода.

Таким образом, анализируя учебник с целью определения его соответствия условиям обучения (уровню подготовки учащихся, оснащению средствами обучения, особенностям информационно-образовательной среды и образовательной программы образовательного учреждения) и уровню методической подготовки учителя, необходимо установить критерии, оценивающие как содержательный, так и процессуальный компонент.

Начнём с особенностей содержательного компонента учебника, рассмотрев главные аспекты текста с точки зрения метапредметности.

Метапредметный подход   предполагает универсальную  «надпредметную»   деятельность, определяющуюся метазнаниями и метаумениями или универсальными знаниями и способами деятельности, которые не только создают условия развития личности и ее    самореализации на основе «умения учиться», но и обеспечивают
•    возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения;
•    успешное усвоение знаний, умений и навыков,
•    формирование целостной картины мира,
•    понимание места и роли человека в этом мире,
•    развития  компетентностей  в любой  предметной области познания.

Как видим цели современного образования стали гораздо шире, и в большей степени отражают требования к  формированию личности ученика, гораздо более умелого и обладающего определённым спектром компетентностей, которые помогут в будущем его самореализации.

Таким образом, первое  требование- это содержание учебного материала в учебнике и форма, в какой он преподносится учащимся, которые должны быть таковы, чтобы информация становилась для них личностно-значимой. Важен гуманитарный аспект,   благодаря которому  работа ученика с текстом учебника ведёт его через понимание текста к пониманию мира и познанию мира.

Для формирования личности учащегося, его целостного представления видения мира, особое значение имеет  мировоззренческий аспект содержания учебного материала. И в этой части большое значение имеет метапредметный  (надпредметный) подход к изложению основ географической науки. Например, взаимосвязи "человек - общество - природа" - это та основная идея, которой  пронизано преподавание нашего предмета  в школе, и этой идеей должно быть проникнуто содержание УЧЕБНИКА  ГЕОГРАФИИ. Философские проблемы географии изучаются в рамках ключевых аспектов:   взаимодействия общества и природы,   проблем экологии, строящихся на основе принципов философии природы, признающей   
целостность материального и духовного   Мира,  
      эволюцию Земли и жизни на ней,
              пространственное  разнообразие  природных условий,   
                    влияние  природы на человека и общества на природу,
                             проблемы сохранения жизни на Земле  как  краеугольного
                             камня формирования географической культуры.

И эти проблемы, в доступном для понимания учащимися виде, должны освещаться в содержании учебников географии, равно как и в рамках других школьных дисциплин.

Само географическое содержание не только позволяет, но обязывает включать метапредметные темы в содержание курса географии, что сегодня с позиции требований нового Стандарта чрезвычайно актуально и что должно быть отражено в той или иной степени в содержании текста,  в вопросах и заданиях методического аппарата  учебника, рабочей тетради  и т.д. Географическое содержание должно  способствовать тому, что учащиеся не только усваивают, но оперируют и общефилософскими категориями такими как: информация и знание, закон и  закономерности, знаки и символы, мир как система систем, пространство и время, гармония и равновесие...

Например, при изучении темы "Погода, климат" в 6 классе, учащиеся с помощью учебника и учителя понимают суть и разницу между такими метапредметными понятиями:  информация о состоянии атмосферы  (температура, давление, влажность воздуха, направление и сила ветра и т.д.), собираемой с данных метеостанций, которая является  основанием для формирования знаний о закономерностях  изменения погоды и климата  в мире, стране, городе, районе. А синоптическая карта - есть знаково-символическая форма (способ) предъявления этой информации,  которая понятна  любым пользователям, в любой стране  и позволяет делать на её основании выводы о закономерностях географических изменений от места к месту. А при  изучении  следующего  курса  географии узнают, что "Географическая оболочка - географические пояса - природные зоны, природные комплексы" - это системы взаимосвязанных и взаимозависимых объектов, процессов, явлений  разного уровня, которые изменяются как в пространстве, так и во времени, и на основе изучения которых можно объяснить, предсказать, предупредить, предотвратить  неблагоприятное воздействие человеческой деятельности  на окружающую среду, которая есть среда обитания человека.

Текст является ведущим компонентом учебников  по основам наук. И, как отмечает д.п.н. Л.Я. Зорина, «в нем реализуются в единстве содержательные и процессуальные аспекты обучения», т.е. очень важен
развивающий аспект – развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом и внетекстовыми компонентами ...

Информационная функция учебника не должна быть превалирующей и основной. Учебник географии (как и всякий другой учебник) — это средство обучения комплексного характера. При работе с ним сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), картографическими и статистическими материалами,  схемами, рисунками, иллюстрациями  т.д.

Достоинство учебного текста  определяют его четкость,  информативность,  логика, ясность и емкость манеры изложения, а также взаимосвязь всех  внетекстовых компонентов, как источников  информации, раскрытие причинно-следственных отношений между ними.

Ученица 9 класса, проводившая лингвистический анализ текста одного из учебников географии, указывает, например, и  на такие особенности текста, как: установление  контакта,  активной коммуникации с читателем (учеником), использование слов, усиливающих эмоциональную окраску,  придание выразительности повествованию  через использование  цитат,  высказываний  известных людей и т.д., что делает текст учебника более понятным и усвояемым.

Таким  образом,  каждый из источников информации, сопровождающих текст параграфа, несёт свою содержательную, эмоциональную, психологическую нагрузку, дополняя и создавая вместе с текстом целостное представление  об изучаемом, процессе,  явлении,  формируя географический образ изучаемого  объекта,  и одновременно способствуя организации разнообразных видов деятельности учащихся, т.е. формированию   предметных  и метапредметных умений учащихся. Тогда правомерны вопросы и задания для учащихся как предметно-научного плана, так и общемировоззренческого, культурологического и т.д.  после  чтения,  изучения  текста.

Например, содержание параграфа  дополняют: карта, картосхема, или картодиаграмма, дающие пространственное представление о размещении географических объектов,  динамику явлений или процессов. Логические схемы, демонстрирующие внутренние взаимосвязи между объектами, явлениями и процессами, статистические данные, дающие представление о количественных или временных изменениях, фотоиллюстрации, создающие зрительный образ изучаемого объекта. Таким образом, текст учебника, вместе с дополняющими его  источниками информации, выполняющими самостоятельные функции, представляет собой некий сверхтекст или гипертекст.

Как уже было сказано выше, исключительно информационная функция содержания, превалирующая в энциклопедических статьях, в учебнике отходит на второй план за счёт усиления обращения к личностным особенностям учащихся и специфике внетекстового компонента, который позволяет эффективно организовать работу учащихся на уроке.

Переходя к процессуальному компоненту учебного предмета, необходимо отметить, что работа учащихся на уроке должна определяться и организовываться  вопросами и заданиями к большей части внетекстовых компонентов учебника, которые  не только  организуют работу учащихся с дополнительными источниками информации, но вместе с текстом создают полную разностороннюю информационную картину изучаемого предметного  содержания.

Очень важной частью любого учебника, и учебника географии в том числе, является его методический аппарат, который реализует продуманную   концептуальную  методическую идею построения учебника, которая должна быть тщательно продумана, чётко прослеживаться и направлена на реализацию требований Стандарта. Необходимо обратить  особое внимание на методический аппарат, представленный в форме  вопросов и заданий к каждому параграфу и в заключении темы, раздела.

Во многих учебниках вопросы и задания подразделены на уровни, однако, чрезвычайно важно различать уровни сложности вопросов и их типологию, поскольку аппарат ориентировки (т.е. способы визуального выделения различных вопросов и заданий в конце параграфа) может быть схожим.

В учебниках предыдущего поколения, которые ориентированы в основном на формирование знаниевой, фактологической базы, методический аппарат часто реализован через вопросы различного уровня сложности, которые проверяют насколько школьник хорошо запомнил основные сведения, изложенные в параграфе, владеет географической номенклатурой и т.п.

Методический аппарат современных учебников, помимо вопросов ориентированных на проверку знаний (и они могут быть также разделены на уровни), содержит задания,  направленные на организацию деятельности учащихся и творческие вопросы, отвечая на которые ученик должен продемонстрировать собственную точку зрения, своё отношение к обсуждаемому содержанию, эрудицию, что предполагает индивидуальный и личностно-ориентированный подход к процессу обучения.

Таким образом, наиболее важным, на что необходимо обратить внимание, - это формулировка вопросов и заданий, которые предполагают организацию  деятельности  учащихся, а вслед за этим демонстрацию учащимися  тех или иных  умений (аналитических, логических,...) при ответе на них. Кроме того, вопросы и задания должны предполагать, как мы с Вами знаем, умение учащимися выявлять логические взаимосвязи, применять  знания в практической плоскости и способствуют формированию их личностных качеств - логики мышления, самостоятельности  оценочных суждений,  собственной точки зрения и умения высказывать  их, формулировать т.д.

Учебники, в которых отдельные темы даны в формате практикумов, с предложенным алгоритмом  выполнения, также способствуют  формированию разнообразных умений,  равно как и вопросы проблемного, мотивирующего характера в начале темы, раздела  или  перед  параграфом.

Современные учебники, как правило, сопровождаются шлейфом учебных пособий и вместе носят название "учебно-методический комплекс", который по сути должен определять полное взаимодействие между собой всех составляющих этого комплекса. Но практика показывает, что часто вот этот-то элемент - взаимодействие, взаимное дополнение -  не реализован.  Каждая составляющая УМК, функционал  которой определяется названием (учебник, рабочая тетрадь,  тренажёр, экзаменатор и т.д.), зачастую не соответствуют друг другу,  как по содержанию, так и  по  методической  цели, которая  тоже не всегда определяется…

Для учителя-практика важно, чтобы изученная тема в учебнике по содержанию точно совпадала с заданиями тетради-тренажёра, функционал которой - осмыслить,  повторить, закрепить изученный в учебнике материал. Рабочая тетрадь поможет в практической учебной деятельности  использовать на практике полученные знания, формировать  и совершенствовать умения (здесь обычно выполняются учеником и практические работы по теме). Тетрадь - экзаменатор - понятное дело- проверяет знания и УМЕНИЯ, т.е. задания должны быть составлены в логике современных требований Стандарта.

Задания  всех составляющих УМК не должны ограничиваться заданиями только  в формате ТЕСТОВ,  но должна быть представлена  работа с различными источниками информации - картами, схемами, таблицами, иллюстрациями, различными текстами, включая художественные, публицистические, справочные и т.д., которые в свою очередь формируют столь требуемые нынче умения школьников анализировать, сравнивать. выявлять причинно-следственные связи, делать  выводы, и в конце концов - ясно, логически грамотно высказывать их.

Таким образом, учебно-методический комплекс по географии должен отвечать всем требованиям, которые способствуют плодотворной работе учителя по реализации одной из  четырёх междисциплинарных  программ  развития  – смысловое чтение и работа с текстом. Да и программу  формирования и развития УУД  (универсальных учебных действий), как предметных, так и метапредметных  можно совершенствовать,  в том числе, и в первую очередь,  работая с учебником, отвечающим современным требованиям. А  метапредметное  содержание  позволит сформулировать и тематику проектных и исследовательских заданий для учащихся также способствующих формированию метапредметных умений.

Подводя краткие итоги, следует сформулировать следующие выводы в отношении критериев выбора учебника.
1.    Учебник должен обеспечивать как содержательный, так и процессуальный компонент обучения с точки зрения организации деятельности учащихся.
2.    Текст современного учебника предъявляет содержание с учётом его значимости для ученика как личности обладающей соответствующей культурно-информационной базой и потенциалом развития, формируя целостную картину мира.
3.    Текст современного учебника представляет собой единой целое с внетекстовым компонентом, комплексно, разносторонне раскрывая содержание с помощью различных источников информации, обладая возможностью вариативной организации деятельности учащихся на уроке.
4.    Методический аппарат учебника содержит вопросы и задания не только для оценки уровня знаний учащихся, но и для усвоения учебного материала через организацию деятельности учащихся на уроке, формирования необходимых умений, в том числе метапредметных. Также в методическом аппарате должны присутствовать вопросы, отвечая на которые ученик должен продемонстрировать собственную точку зрения, своё отношение к обсуждаемому содержанию, эрудицию, что предполагает индивидуальный и личностно-ориентированный подход к процессу обучения, формирование личностных результатов обучения.

 
« Пред.   След. »